В России, как и в большинстве стран мира, существует классификация предприятий общественного питания. К сожалению, посетителей об этом не оповещают. По нашему мнению, следует вернуться к правилам, которые существовали в прошлом, когда на вывеске ресторана, кафе, столовой и т.д. указывалась их принадлежность к тому или иному разряду.

Чем выше категории, тем более высокий уровень наценки имеют предприятия. Наиболее высокий уровень предусмотрен для предприятий высшей категории. Отнесение предприятий к четырем существующим категориям
производится министерствами торговли союзных республик.

К первой категории, например, относятся рестораны  и кафе (кроме ресторанов и кафе высшего разряда), железнодорожные рестораны, буфеты при государственных театрах союзного, республиканского и областного значения, вагоны-рестораны, рестораны на морских и речных вокзалах, пароходах, в аэропортах, купе-буфеты.
Ко второй категории причисляются железнодорожные рестораны, рестораны при аэропортах и речных вокзалах (кроме отнесенных к первой категории), железнодорожные буфеты и буфеты в залах ожидания, чайные, закусочные, общедоступные столовые, буфеты при театрах (кроме отнесенных к первой категории),   кинотеатрах и клубах.

Таким образом, в настоящее время при отнесении предприятия к тому или иному разряду исходят прежде всего из его местоположения, сложившегося уровня издержек обращения, состава посетителей. По нашему мнению, предприятия одного и того же разряда прежде всего должны иметь сравнимый уровень сервиса, соответствующий принятому в международной практике. Проведение стандартизации, контроль за уровнем обслуживания в соответствии со стандартом могут значительно повысить качество работы предприятий общественного питания. Какие же признаки могут быть положены в основу определения разряда предприятия.