График движения рейсовых судов предусматривает значительно меньшее число стоянок по сравнению с туристскими судами. Общее время стоянок на транспортной линии от Москвы до Астрахани примерно на 30— 41% меньше, чем на туристских линиях. В то 1же время число остановочных пунктов у рейсовых судов значительно больше, чем у туристских, а это, в свою очередь, ведет к уменьшению стоянок в наиболее привлекательных для туристов пристанях. Среди линий, начинающихся в московском речном порту, наиболее популярны Москва — Астрахань и Москва — Ростов. Они имеют значительное число стоянок достаточной продолжительности в отличие от скорых линий Москва — Пермь и Москва — Уфа, на которых курсируют менее комфортабельные теплоходы, да к тому же стоянки на этих линиях даже в самых интересных в туристском отношении населенных пунктах сведены к 10—30 мин. Все это определяет меньшую популярность этих линий и сравнительно низкий коэффициент загрузки во все периоды навигации, кроме июля и августа.

На ряде линий практически пассажиру-туристу открывается возможность лишь наблюдать за природными и иными достопримечательностями с палубы корабля. По нашему мнению, такой график движения судов на некоторых линиях пароходств РСФСР, а также Украины не учитывает потребностей основной категории пассажиров — туристов.

Перевозки неорганизованных туристов для речного транспорта менее выгодны. Однако по сравнению с туристскими на рейсовых теплоходах при равном использовании вместимости выполняется большая транспортная работа, поскольку туристские суда имеют более продолжительные стоянки в пути. Преодолеть это противоречие можно, если рассматривать теплоход как комплексное предприятие: его доходы и расходы формируются в результате хозяйственной деятельности всех звеньев (транспорта, общественного питания, торговых точек, кинозала, туристско-экскурсионного обслуживания и т.д.). Только комплексный подход может быть положен в основу оценки хозяйственной деятельности и научно обоснованного ценообразования.

В настоящее же время работа судна — оценивается прежде всего показателями, характеризующими его чисто транспортную функцию.