Услуги гостеприимства также оказываются предприятиями многих ведомств. Например, в районе Больших Сочи имеются гостиницы Министерства коммунального хозяйства РСФСР, Интуриста, Союзгосцирка, Аэрофлота, Совета по туризму, комнаты отдыха при морском и железнодорожных вокзалах и др. Предприятия общественного питания в этом районе принадлежат Министерству торговли, Интуристу, Центросоюзу, Торгмортрансу, нескольких ведомств.

Таким образом, предприятия индустрии туризма принадлежат десяткам ведомств, что является очевидным недостатком в системе управления этой отраслью.

Предприятия, обслуживающие туристов, можно подразделить на три вида:

1) первичные предприятия — функционируют непосредственно для обслуживания туристов;

2) вторичные предприятия — функционируют преимущественно для обслуживания туристов, хотя их услугами пользуются и местные жители;

3) третичные предприятия — функционируют для обслуживания всего населения страны, хотя они и удовлетворяют одновременно специфические потребности туристов.

Это деление носит в известной степени условный характер. Однако некоторые предприятия при любых обстоятельствах остаются первичными или вторичными. К первичным предприятиям следует относить все предприятия организованного отдыха, гостиницы, кемпинги. К вторичным предприятиям следует относить предприятия общественного питания розничной торговли, коммунального и бытового обслуживания населения, открытые в курортно-туристских районах, городской транспорт. К третичным предприятиям следует относить предприятия междугородного транспорта.

В условиях замкнутого туристского района все предприятия индустрии туризма являются первичными. Например, кинотеатры, театры, рестораны, стадионы, открытые в курортных комплексах, создают свои услуги только для туристов. В то же время бюро путешествий, туристско-экскурсионное бюро, как правило, относящиеся к первичным предприятиям, в крупных населенных пунктах, имеющих значительное местное население, работают как вторичные предприятия, ибо обслуживают не только туристов.