Железнодорожный туризм при условии значительного повышения комфорта располагает значительными возможностями дальнейшего развития. Во все месяцы, кроме июля и августа, на железнодорожном транспорте существуют большие резервы подвижного состава, которые можно использовать при формировании туристских поездов.

По сравнению с водным железнодорожный транспорт имеет гораздо более густую сеть, насчитывающую 12 тыс. остановочных пунктов. Практически все
города России и туристские объекты находятся в сфере досягаемости железнодорожного транспорта, а при кооперировании с автобусным транспортом перед ним открываются неограниченные возможности.

Широкие связи транспортной системы России с транспортными системами других стран позволяют организовать большое количество смешанных маршрутов, включающих посещение городов России и многих стран Европы и Азии.

При организации туристских поездов следует учитывать, что туристу не придется нести дополнительных транспортных расходов, кроме тех, которые заложены в стоимость путевки, ибо маршрут туристского поезда может практически всегда начинаться и заканчиваться в месте постоянного жительства отпускника.

Такие большие возможности железнодорожного туризма в масштабах нашей страны, которую не случайно называют великой транспортной державой, предполагают превращение железнодорожного туризма в особую подотрасль железнодорожного транспорта со своими особенностями управления, организации, движения, имеющую отдельный подвижной состав и специальные вокзальные помещения, свои правила реализации проездных документов и пр.