За шесть лет цены на туристские путевки выросли в среднем почти на 14%. При этом в наибольшей степени повысились цены на путешествия в каютах  и  категорий — соответственно на 20 и 16%, в меньшей степени — в каютах I и V категории — соответственно на 8 и 11,5%.

Следовательно, различия в стоимости туро-дня между высшими и низшими категориями заметно снижаются. Происходит некоторое сближение и стоимости туро-дня в каютах и категории. В настоящее время трудно установить научно обоснованное соотношение цен на путевки в каюты разных категорий, так как отсутствует расчет себестоимости перевозок при различных уровнях комфорта. По нашему мнению, эти соотношения должны быть установлены исходя из соотношений, существующих ныне на транспортных судах. Во всяком случае, нельзя признать правомерным существование различных соотношений цен на туристских и транспортных судах с одинаковым маршрутом движения, если учесть, что главной фигурой транспортных судов также является турист, но самодеятельный.

Еще более странным выглядят существенные различия в ценах путевок, реализованных на один и тот же маршрут, но различными советами по туризму. Так, например, путешествие в каюте  категории по путевке, реализованной Белорусским советом, оказывается на 10% дороже, чем по путевке, реализованной Ярославским советом, да еще и в каюте  категории. Туро-день в каюте  категории по  путевке  Азербайджанского совета на 2 руб. дороже, чем в каюте  категории, а Белорусского совета — всего на 22 коп.

Нарушение принципа равной оплаты за равную услугу особенно характерно для цен на путевки транспортно-туристских маршрутов. В частности, повышение цен на линии Москва—Астрахань   вызвано  повышением  стоимости аренды судов речного флота. При этом стоимость аренды менее комфортабельного судна оказывается выше по сравнению с более комфортабельными судами. Морской и речной флот, передавая суда в аренду туристской  организации, стремится  получить такую плату, которая ликвидирует убыточность (или уменьшает убытки) работы флота на обычных рейсовых перевозках. Это ведет в конечном счете к повышению цен на туристские перевозки. Такой перевод судов с линейного плавания на круизное означает скрытое повышение тарифов, изменение тарифных ставок в различных классах кают. Л.И. Брежнев на XXV съезде КПСС говорил: «Нам надо серьезно улучшить работу всех отраслей сферы услуг — общественного питания, пошива одежды, всевозможного ремонта, организации отдыха трудящихся. Это не просто отрасли, призванные выполнять план, а службы, непосредственно имеющие дело с людьми, со всем разнообразием их вкусов, с человеческим настроением. Сводить их работу только к процентам выполнения плана и прибыли, видимо, нельзя».